Ситуация со свободой прессы в мире резко ухудшается, показывает новый рейтинг, ежегодно составляемый организацией «Репортеры без границ».
«Индекс свободы прессы» представляет собой классификацию примерно 180 стран сообразно с их внутренним состоянием свободы слова и СМИ и обновляется каждый год.
В новом списке уже 31 страна попала в категорию с наихудшими показателями, хотя еще два года назад таких стран было 21.
Все большее число правительств (даже в странах, считающихся демократическими) ведут себя агрессивно по отношению к журналистам. Также все большее количество стран проводят масштабные кампании дезинформации и пропаганды, что делает работу свободных СМИ более трудной и опасной, пишут «Репортеры без границ».
Классификация стран по категориям в 2022-23 гг.:
- Хорошо (зеленая категория) — 8 стран (в 2021 их было 12)
- Удовлетворительно (желтая категория) — 44 страны (в 2021 — 36)
- Проблематично (оранжевая категория) — 55 (в 2021 — 59)
- Сложная ситуация (красная категория) — 42 (в 2021 — 52)
- Очень серьезная ситуация (фиолетовая категория) — 31 (в 2021 — 21)
Россия, которая и без того уже находилась в предпоследней категории «сложная ситуация», в этом году опустилась еще на девять пунктов и сейчас занимает 164-е место — в последней категории «очень серьезная ситуация».
Беларусь стоит немного выше России — на 157-й позиции, но тоже в последней, самой проблемной категории.
Индия и Турция опустились из категории «проблематично» в самую низшую категорию — «очень серьезная ситуация».
Резкое падение отмечено в Индии, где практически все СМИ оказались в руках олигархов, близких к премьеру страны Нарендре Моди.
Индия потеряла 11 пунктов по сравнению с прошлым годом и сейчас находится на 161-й позиции (из 180).
Турция — страна с самым большим числом посаженных в тюрьму журналистов среди государств, считающихся демократическими. Давление на прессу заметно возросло в преддверии всеобщих выборов, намеченных на май этого года.
Самое большое единовременное падение в рейтинге постигло Сенегал (минус 31 пункт) и Тунис (27 пунктов). В первом случае это связано с уголовным преследованием двух журналистов, во втором — с усугубляющимся авторитарным стилем правления тунисского президента Каиса Саида.
Замыкают рейтинг (с 175 по 180 место в порядке убывания) следующие страны: Сирия, Туркменистан, Иран, Вьетнам, Китай и Северная Корея.
Самым опасным регионом для журналистов в новом докладе назван Ближний Восток.
Топ-10:
Странами с самым благоприятным индексом свободы прессы остаются страны Скандинавии и северной Европы.
Норвегия седьмой год подряд занимает первое место рейтинга.
На втором в этом году — Ирландия.
Далее следуют Дания, Швеция и Финляндия.
Нидерланды снова вошли в первую десятку стран (на 6 месте), поднявшись на 22 позиции. Предыдущее падение страны в рейтинге было связано с убийством в 2021 году журналиста Питера де Вриса — автора публикаций и расследований о голландском криминале.
Замыкают топ-10 Литва, Эстония, Португалия и государство юго-восточной Азии Восточный Тимор.
Великобритания заняла 26-е место в классификации этого года в категории «удовлетворительно».
Туда же попали и США, потерявшие три пункта и выпавшие из «зеленой» зоны индекса.
Серьезную озабоченность составителей доклада и международных организаций вызывает ситуация в Венгрии и Польше, где власти местами пренебрегают верховенством закона, используя для этого прессу как инструмент.
Причины ухудшения
«Индекс свободы прессы» этого года показывает, что примерно лишь в 30% стран, где ведется наблюдение, ситуацию со свободой прессы можно назвать удовлетворительной.
В ООН заявляют, что порядка 85% населения планеты живут в условиях затрудненного доступа к правдивой информации.
Авторы последних исследований связывают ухудшение ситуации с развитием цифровых технологий, которые позволяют быстро и легко создавать и распространять фейк-ньюс.
«Разница между правдой и ложью, реальным и искусственным, фактами и выдумками стирается, что ставит под угрозу право человека на информацию, — говорится в докладе «Репортеров без границ». — Беспрецедентная возможность вмешиваться в контент подрывает качественную журналистику».