1,7 триллиона долларов. Такова «стоимость» взросления во время пандемии. Производя подсчеты, эксперты Всемирного банка учитывали такие факторы, как, например, стоимость медицинских услуг, которые понадобятся подросткам для решения проблем с психическим и физическим здоровьем, возникших у них во время карантина, а также трудности, с которыми они могут столкнуться на рынке труда.
Специалисты считают, что по силе воздействия на детскую и подростковую психику пандемию COVID-19 можно сравнить с войной. Она оставит неизгладимые “шрамы” в сознании тинейджеров.
Многие из них были свидетелями тяжелой болезни или даже смерти близких людей. Во время изоляции дети не могли нормально учиться, общаться со сверстниками, страдали от одиночества и при этом не могли получить психологическую помощь. Некоторые из них стали жертвами домашнего насилия, найти защиту от которого в условиях карантина было довольно сложно.
Более того, пандемия привела к серьезнейшему экономическому кризису, из-за которого многие семьи оказались в трудной ситуации. Экономика восстановится не сразу, и найти работу взрослеющим подросткам будет непросто, особенно с учетом пробелов в образовании и отсутствия социальных навыков.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, 35 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет выполняют низкооплачиваемую работу, не предполагающую никакой социальной защиты, и из-за пандемии ситуация только усугубится.
“Вирус не просто напрямую влияет на физиологию человека, это, скорее, касается старшего поколения, но пандемия также может привести к тому, что вырастет целое поколение плохо адаптированных в социальном плане, неуверенных в себе и нетрудоспособных молодых людей”, – говорит польский экономист, эксперт Всемирного банка Петр Арак.
Он также напоминает, что экономический кризис, связанный с пандемией, начался, когда мир еще не успел полностью восстановиться после Великой рецессии, и это двойная угроза для будущего молодежи.
Эксперты считают, что Проект развития человеческого капитала, созданный Всемирным банком еще до начала пандемии, может стать платформой для восстановления экономики, основанного на принципе социальной справедливости.
“Чтобы справиться с этой травмой, нам необходимо работать вместе и делиться опытом, чтобы этот кризис не затянулся надолго”, – говорит Арак.
Между тем эксперты ЮНЕСКО определили, что из-за закрытия школ во время пандемии COVID-19 более 100 миллионов детей не смогли вовремя научиться читать. Эксперты этой организации проанализировали уровень грамотности детей по всему миру.
По их данным, до пандемии во всем мире не умели читать 483 миллиона детей. Причем в последние годы этот показатель постоянно снижался. Из-за пандемии же по всему миру теперь насчитывается 584 миллиона неграмотных детей.
В ЮНЕСКО подсчитали, что в среднем школьники с начала пандемии пропустили 25 недель – то есть около полугода – занятий в школе. Самая тяжелая ситуация в этой сфере сложилась в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.
Сейчас власти многих стран пытаются хотя бы частично возобновить уроки в школах. В 30 странах мира школы до сих пор полностью закрыты, из-за чего 165 миллионов детей вынуждены заниматься дома. Открыты школы в 107 странах мира, в основном в Африке, Азии и Европе. Там учатся порядка 400 миллионов детей.
В 70 странах школьные заведения либо открыты лишь в некоторых регионах, либо только для самых маленьких детей, либо работают по “гибридной” модели, когда часть уроков проходит непосредственно в классах, а часть – в интернете.