«Каргильский конфликт»

Shared to Facebook

«Каргильский конфликт»..или продолжение эскалации ситуациии со стороны Пакистана


90-е гг. XX в. характеризовались новой фазой обострения «мусульманского вопроса», который был связан с борьбой Партии индийского народа за власть. Поводом для резонанса и всеобщего протеста стала мечеть, построенная в 1528 г. на месте разрушенного индуистского храма в честь бога Рамы. В декабре 1992 г. она была разрушена, и начались погромы и столкновения во многих городах. Всего в конце 1992 – начале 1993 г. погибло более 2 тыс. человек. А в марте 1993 г. в Бомбее прогремела серия взрывов, организованных мусульманскими террористами. В 1996–1997 гг. мусульмане устроили по всей Индии около сотни терактов. В то же время обострилась ситуация в штате Джамму и Кашмир в связи с резкой эскалацией подрывной деятельности боевиков. 

В результате схваток с террористами и диверсий, Индия потеряла около 30 тыс. мирных жителей и военнослужащих. Пакистан отрицал причастность к происходившим событиям на спорной территории, заявляя лишь о моральной поддержке «борцов за свободу Кашмира», и на весь мир говорил о «нарушениях прав человека» и «притеснениях мусульман» в Кашмире в частности и во всей Индии в целом.

Правительство Индии принимает все меры для защиты своей национальной безопасности и для борьбы с терроризмом. «Мы требуем от Пакистана прекратить поддержку террористов и террористических группировок, а также демонтировать инфраструктуру, которую террористические организации используют для совершения атак в других странах», — заявило министерство иностранных дел Индии.

В конце 1998 – начале 1999 г. наступила так называемая разрядка в отношениях Индии и Пакистана. Состоялся обмен визитами, произошло и несколько встреч на высоком уровне. Кульминацией «оттепели» стало путешествие на автобусе в пакистанский город Лахор премьер-министра Индии А.Б. Ваджпаи. Оно состоялось в связи с открытием автобусного маршрута Дели – Лахор в феврале 1999 г. Значимым результатом этой фазы отношений стал пакет договоренностей на высшем уровне о взаимном снижении напряженности. Пакистан впервые согласился обсудить кашмирский вопрос вне остальных споров. Индия, в свою очередь, изъявила желание создать специальную рабочую группу по урегулированию давнего спора. 

Однако уже в апреле Пакистан начал вооруженное вторжение в Каргил. Около тысячи террористов, которые проникли из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Им помогала пакистанская артиллерия, которая вела огонь по индийской территории. Основные боевые действия происходили в секторах Каргил, Драс, Баталик и Турток и долине Мушкох. Эти события получили в мире название «Каргильский конфликт», а в Индии – «каргильская война». А операция по освобождению захваченных высот была названа «Виджай» . Пакистан отрицает причастность к каргильским столкновениям, хотя, по многим данным, в боях принимали участие регулярные части сухопутных сил Пакистана. При этом были получены прямые доказательства участия пакистанцев в военных столкновениях – в плен к индийцам попало несколько военнослужащих, имевших соответствующие документы

После Каргильского конфликта наступил период снижения напряженности. Однако начало 2000-х гг. связано с тяжелыми террористическими актами, совершенными пакистанскими боевиками в Индии. В 2001 г. произошло нападение на индийский парламент в Дели. Мумбайская террористическая атака в ноябре 2008 г. унесла жизни более 160 человек, около 300 получили ранения. 13 июля 2011 г. Мумбаи вновь стал эпицентром взрывов, в результате которых погибли, по данным разных источников, около 20 человек, приблизительно 130 были ранены . После произошедших событий правительство Индии указывало на причастность Пакистана к организации взрывов и укрытию террористов – группировки «Лашкар-е Таиба», а также других радикальных исламистских групп.

В настоящее время граница между индийской и пакистанской частями Кашмира проходит по Линии контроля, зафиксированной сторонами в Симлском соглашении. Однако столкновения происходят до сих пор. Конфликт нельзя назвать исчерпанным. Более того, можно утверждать, что угроза новой войны не исключена.

Сегодня специалисты рассматривают Южную Азию в качестве региона, в котором риск вооруженного конфликта с применением ядерного оружия достаточно велик . В условиях активации сил религиозного и этнического экстремизма и терроризма возможность получения ими доступа к оружию массового уничтожения представляет достаточно большую угрозу. Опасения связаны в большей степени с Пакистаном как государством с внутренней политической нестабильностью. Достаточно часто Пакистан называют «провальным государством в Азии» в силу комплекса существующих внутригосударственных проблем, соседства с Афганистаном и конфронтации с Индией. 

Однако радикализация и нарушение стабильности могут быть связаны со следующим развитием ситуации: 1. Приход к власти подпольных исламистов, сторонников вооруженного джихада. 2. Исламистские настроения военнослужащих, недовольных проводимой политикой президента Пакистана. Стоит отметить, что заговор военных во главе с генерал-майором Аббаси уже имел место в 1995 г., когда главным требованием мятежников было провозглашение страны суннитским исламским государством . 3. Усиление позиций укрывающихся на территории Пакистана и на его границе с Афганистаном террористов-исламистов (последователей «Аль-Каиды», Исламистского движения Узбекистана, сепаратистов из Чечни, Синьцзяна).

На данный момент для начала мирных переговоров с Индией, Пакистану необходимо выполнить ряд условий — это немедленное прекращение вылазок террористов с пакистанской территории через границу с Индией, ликвидацию лагерей террористов в Пакистане, расположенных на территории Кашмира, оккупированной Пакистаном, подавление террористических организаций в самом Пакистане, включая поддерживающие их структуры, а также передачу Индии 20 наиболее опасных преступников и террористов из предоставленного официальным Дели списка.

 

Наби Якубов

«ИмрузNews»