Афганистан, где более 50 лет сохраняется напряженная военно – политическая обстановка, как и прежде, остается основным источником современных вызовов и угроз, которые негативно влияют на безопасность Содружества Независимых Государств. Республика Таджикистан как государство – член Содружества, имеющая самую большую протяженность границы с Афганистаном (около 1400 км.), стоит на переднем рубеже противодействия современным вызовам и угрозам, исходящих из этой страны.
С 15 августа 2021 года Афганистаном управляет движение “Талибан”, которое все еще числится в списке запрещенных террористических организации в ООН и многих других стран. За девять месяцев своего правления талибам не удалось полностью стабилизировать обстановку в стране. Растет недовольство населения, особенно относительно ущемления прав и свобод женщин и т. д. Так, последнее решение правительство талибов относительно обязательного ношения хиджаба женщин – дикторов радио и ТВ, вызвало бурное недовольство не только кнутри страны, но и за ее пределами.
В стране вновь наблюдается разгул терроризма со стороны противников талибов. Их главные оппоненты из ИГИЛ/ИГ открыто стали терроризировать их. Ярким примером является покушение террориста – смертника на министра обороны талибов Мулло Якуба, осуществленное 22 мая с.г., ответственность за которое взяла на себя ИГИЛ/ИГ.
Кроме того, против движения “Талибан” активизировали борьбу представители Фронта национального сопротивления Афганистана (ФСНА) и т. д.
Невзирая на эти обстоятельства, движение “Талибан” предпринимает усилие по получению международного признания. На сегодняшний день представителей талибов аккредитовали у себя Иран, Россия, КНР, Пакистан и Туркменистан и, это несмотря на то, что движение “Талибан” не выполнило требование мирового сообщества по созданию инклюзивного государства, с учетом интересов национальных меньшинств.
Известно, что основу современных вызовов и угроз составляют: международный терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, людьми, легальная и нелегальная миграция, другие преступления транснационального характера, которые имеют гибридный характер и, соответственно, представляют “гибридные угрозы”. Здесь следует согласиться с независимым экспертом А. Серенко, который считает, что движение “Талибан” это гибридное подразделение пакистанской армии. Следовательно, Пакистан, руководствуясь своими стратегическими интересами по лидерству в регионе, руками талибов ведет “гибридные войны” в Афганистане.
В рамках этого талибами реализуются конкретные технологии “гибридных войн” как “террористические войны”, “наркотические войны”, “этнические войны”, “пограничные войны”, “миграционные войны” и другие.
Угроза “террористических войн” исходят не только от движения “Талибан”, но и известных в мировом и региональном масштабе террористических группировок ИГИЛ/ИГ и “Аль – Каида”, в которых числятся выходцы из стран Содружества.
В состав ИГИЛ/ИГ в Афганистане входят различные разрозненные группы из числа бежавших из Сирии и Ирака боевиков “халифата”, некоторых бандгрупп талибов, отколовшихся в результате внутренних противоречий в их среде, наемников и другой категории террористов. Поэтому, не надо надеется на то, что ИГИЛ/ИГ находится под полным контролем талибов и, они не допустят прорыва их боевиков в сопредельные страны с последующим выходом в СНГ.
Не следует исключить манипулирование талибами некоторыми террористическими группами в качестве политического торга с нашей страной, которая с первых же дней захвата талибами власти в Афганистане, заявила о не признании в качестве легитимной власти. В качестве адекватной меры талибы пригрозили разместить у себя военное крыло таджикской оппозиции. В этом плане, они также усиливают приграничные с РТ районы Афганистана путем переброски подконтрольных им террористических сил. Так, в Бадахшанской и Тахорской провинциях Афганистана уже расквартированы террористы – смертники из “Лашкари Мансури”.
Сегодня и в перспективе остается высоким угроза реализации «наркотических войн» против стран Содружества. Движению “Талибан” пока не удается искоренить посев, обработку и реализацию наркотиков, которые приносят огромные прибыли и могут быть источником финансирования их деятельности. По мнению некоторых независимых экспертов, вряд ли Талибан откажется от дохода, который приносит им выращивание опиума. С предыдущего опыта их правления в Афганистане известно, что они поощряли культивацию наркотических веществ и, даже взымали с них налоги, которые в последующем использовали для поддержания военного противостояния. А теперь будут использовать для укрепления своей власти.
Участившие обстрелы приграничных территории сопредельных с Афганистаном трех государств Центральной Азии, входящих в СНГ со стороны талибов могут свидетельствовать об угрозе реализации с их стороны “пограничных войн” на данном пространстве. Анализ показывает, что в течении пяти месяцев 2022 года отмечены обстрелы со стороны талибов не только территории Республики Таджикистан, но и Республики Узбекистан и Туркменистана. Это, на наш взгляд, серьезная угроза для южных рубежей СНГ.
Со дня своего прихода к власти талибы реализуют “этнические войны” путем настоящего геноцида национальных меньшинств, особенно таджиков. Об этом свидетельствуют массовые убийства таджиков Панджшерской долины, включая женщин и детей. Данная угроза будет сохранена по мере продолжающего противостояния между ФНСА и движением “Талибан”. Нельзя исключить переноса “этнических войн” на территорию Содружества, с использованием террористов – смертников.
В рамках реализуемых талибами “миграционных войн” талибов, наблюдается нелегальная миграция населения за пределы Афганистана. В частности, большое скопление афганских нелегалов наблюдается на западном европейском направлении СНГ и других направлениях.
Из анализа складывающейся ныне военно – политической обстановки в Афганистане, можно предположить, что сохраняется риск возвращения Афганистана к ситуации 90-х годов. Это объясняется тем, что основные оппоненты талибов в лице Фронта национального сопротивления Афганистана (ФНСА), стали постепенно набирать силы.
В состоявшейся недавно встрече лидеров бывшего северного альянса А.Дустума, Ато Мухаммада Нура, А. Р. Сайяфа, Ю. Конуни, М. Мухаккика и других в Турции, было принято заявление о создании Высшего совета из числа представителей со всего Афганистана для координации политической и военной деятельности против талибов. В случае появления у ФНСА внешних спонсоров, как в 90 – е годы, то фронт может представить серьезную угрозу для талибов.
В этой связи, СНГ необходимо быть готовым для ограждения пространства Содружества от вышеуказанных угроз, исходящих из Афганистана. На наш взгляд, не следует допускать поспешность с официальным признанием Движения “Талибан”, механизм которого уже запущен. Фактор захвата власти террористической группировкой и признание ее легитимной другими государствами может послужить мотивирующим фактором для подобных опасных террористических и экстремистских группировок в других странах. Так, победу талибов сегодня приветствуют многие террористические группировки, представляющих угрозу безопасности государств – членов СНГ и стремящихся повторить успех талибов у себя на родине.
К таковым можно отнести “Национальный альянс Таджикистана”, который официально заявил о создании военного крыла оппозиции для организации вооруженного сопротивления против законной власти в Республике Таджикистан.
Сангинов Н.Н.,
кандидат политических наук,
старший научный сотрудник отдела политических
проблем международных отношений
ИФПП им. А.Баховаддинова НАНТ
Источник: ifppanrt.tj